Рыцарство
                                  РЫЦАРСТВО

      Рыцарство - особый привилегированный  социальный  слой  средневекового
общества. Традиционно это понятие связывают  с  историей  стран  Западной  и
Центральной Европы, где в период  расцвета  средневековья  к  рыцарству,  по
сути,  относились  все  светские  феодалы-воины.   Но   чаще   этот   термин
употребляют в отношении средних и мелких феодалов в противовес знати.
      Зарождение рыцарства относится к тому периоду раннего средневековья  (
7-8 вв.), когда получили широкое распространение условные формы  феодального
землевладения,  сначала  пожизненные,  позже  наследственные.  При  передачи
земли в феод его жалователь становился сеньором ( сюзереном ), а  получатель
- вассалом  последнего,  что  предполагало  военную  службу  (  обязательная
военная служба не превышало 40 дней в году ) и исполнение  некоторых  других
повинностей в пользу сеньора. К ним относились денежная  “помощь”  в  случае
посвящения сына в рыцари,  свадьбы  дочери,  необходимости  выкупа  сеньора,
попавшего в плен. Согласно  обычаю,  вассала  участвовали  в  суде  сеньора,
присутствовали в  его  совете.  Церемония  оформления  вассальных  отношений
называлась  оммажем,  а  клятва  верности  сеньору  -  фуа.   Если   размеры
полученной  за  службу  земли  позволяли,  новый  владелец  в  свою  очередь
передавал часть ее в качестве феодов  своим  вассалам  (субинфеодация).  Так
складывалась   многоступенчатая    система    вассалитета    (“сюзеренитет”,
”феодальная иерархия”,  ”феодальная  лестница”)  от  верховного  сюзерена  -
короля   до   однощитных   рыцарей,   не   имевших   своих   вассалов.   Для
континентальных стран Западной Европы правила вассальных  отношений  отражал
принцип: ”вассал моего вассала не мой вассал”, в то время как,  например,  в
Англии (солсберийская  присяга  1085  г.)  была  введена  прямая  вассальная
зависимость  всех  феодальных  землевладельцев  от  короля  с   обязательной
службой в королевском войске.
      Иерархия вассальных отношений повторяла иерархию земельных владений  и
определяла принцип формирования военного ополчения феодалов. Так,  вместе  с
утверждением  военно-ленных  отношений  шло   формирование   рыцарства   как
служилого военно-феодального сословия, расцвет которого приходится на  11-14
вв. Военное дело стало его главной социальной  функцией.  Военная  профессия
давала права и привилегии, определяла особые сословные воззрения,  этические
нормы, традиции, культурные ценности.
      В военные обязанности рыцарей входило  защищать  честь  и  достоинство
сюзерена, а главное  -  землю  от  посягательств  как  со  стороны  соседних
феодальных властителей в междоусобных войнах, так и войск других  государств
в случае внешнего нападения. В условиях  междоусобицы  грань  между  защитой
собственных владений и захватом  чужих  земель  была  достаточно  зыбкой,  и
поборник справедливости на словах нередко оказывался  захватчиком  на  деле,
не  говоря  уже  об  участиях  в  завоевательных  кампаниях,  организованных
королевской  властью,  как  например,   многочисленные   походы   германских
императоров в  Италию,  или  самим  папой  римским,  как  крестовые  походы.
Рыцарское войско являло собой могущественную силу. Его  вооружение,  тактика
боя отвечали военным задачам,  масштабам  военных  операций  и  техническому
уровню  своего  времени.  Защищенная  металлическими   военными   доспехами,
рыцарская конница, малоуязвимая для пеших воинов и  крестьянского  ополчения
играла основную роль в бою.
      Феодальные войны не исчерпывали социальной роли рыцарства. В  условиях
феодальной раздробленности при  относительной  слабости  королевской  власти
рыцарство,  скрепленное  системой  вассалитета  в  единую  привилегированную
корпорацию, охраняло  право  собственности  феодалов  на  землю,  основу  их
господства.  Ярким  примером   тому   может   служить   история   подавления
крупнейшего  крестьянского  восстания  во  Франции  -  Жакерии  (1358-1359),
вспыхнувшей во  время  Столетней  войны.  При  этом  рыцари,  представлявшие
воюющие  стороны,  англичане  и   французы,   объединились   под   знаменами
наваррского  короля  Карла  Злого  и  обратили  оружие   против   восставших
крестьян,  решая  общую  социальную  проблему.   Влияло   рыцарство   и   на
политические процессы эпохи, так как социальные интересы феодального  класса
в  целом  и  нормы  рыцарской  морали  до   известной   степени   сдерживали
центробежные тенденции, ограничивали феодальную вольницу.  В  ходе  процесса
государственной  централизации  рыцарство  (  средние  и  мелкие  феодалы  )
составляло основную военную силу королей в их противостоянии знати в  борьбе
за территориальное объединение страны и реальную власть в  государстве.  Так
было, например, во  Франции  в  14  в.,  когда  в  нарушение  прежней  нормы
вассального права значительная часть рыцарства привлекалась в  армию  короля
на условиях денежной оплаты.
      Участие в  рыцарском  войске  требовало  известной  обеспеченности,  и
земельное пожалованье  было  не  только  вознаграждением  за  службу,  но  и
необходимым материальным условием  ее  осуществления,  поскольку  и  боевого
коня, и дорогое тяжелое вооружение ( копье, меч, булаву, доспехи, броню  для
коня ) рыцарь приобретал на собственные средства,  не  говоря  о  содержании
соответствующей свиты. Рыцарские доспехи включали до 200  деталей,  а  общий
вес военного снаряжения доходил до  50  кг;  с  течением  времени  росли  их
сложность и цена.  Подготовке  будущих  воинов  служила  система  рыцарского
обучения и воспитания. В Западной Европе мальчики до 7 лет  росли  в  семье,
позднее до 14 лет воспитывались при дворе сеньора в качестве пажа,  затем  -
оруженосца, наконец совершалась церемония посвящения их в рыцари.
      Традиция требовала от рыцаря быть сведущим в вопросах  религии,  знать
правила  придворного  этикета,  владеть  “семью  рыцарскими  добродетелями”:
верховой  ездой,  фехтованием,  искусным  обращением  с  копьем,  плаванием,
охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца.
      Посвящение в  рыцари  символизировало  вхождение  в  привилегированное
сословие, приобщение к его правам и  обязанностям  и  сопровождалось  особой
церемонией. Согласно  европейскому  обычаю,  рыцарь  посвящающий  в  звание,
ударял посвящаемого мечом плашмя по плечу,  произносил  формулу  посвящения,
одевал шлем и золотые шпоры, вручал меч - символ рыцарского достоинства -  и
щит с изображением герба  и  девиза.  Посвященный,  в  свою  очередь,  давал
клятву  верности  и  обязательство  соблюдать  кодекс  чести.  Ритуал  часто
заканчивался рыцарским турниром (поединком) - демонстрацией воинской  выучки
и храбрости.
      Рыцарские традиции и особые этические  нормы  складывались  веками.  В
основе кодекса чести лежал  принцип  верности  сюзерену  и  долгу.  К  числу
рыцарских достоинств относили  воинскую  отвагу  и  презрение  к  опасности,
гордость, благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся  в  помощи
членам рыцарских фамилий. Осуждению подлежали  скаредность  и  скупость,  не
прощалось предательство.
      Но идеал не всегда был в  согласии  с  реальностью.  Что  же  касается
грабительских походов в  чужие  земли  (  например,  взятие  Иерусалима  или
Константинополя  во  время  крестовых  походов  ),  то  рыцарские  “подвиги”
приносили горе, разорение, поругание и позор не одним простолюдинам.
      Крестовые походы  способствовали  становлению  идей,  обычаев,  морали
рыцарства, взаимодействию  западных  и  восточных  традиций.  В  ходе  их  в
Палестине для защиты и  расширения  владений  крестоносцев  возникли  особые
организации западноевропейских феодалов - духовно-рыцарские  ордены.  К  ним
относятся орден Иоаннитов (1113), орден Тамплиеров (1118), Тевтонский  орден
(1128). Позже в Испании действовали ордены Калатрава, Сант-Яго,  Алькантара.
В Прибалтике известен орден Меченосцев  и  Ливонский.  Члены  ордена  давали
монашеские обеты ( нестяжание, отказ от имущества,  целомудрие,  повиновение
), носили схожие с монашескими  одеяния,  а  под  ними  -  военные  доспехи.
Каждый орден имел свою отличительную  одежду  (  например,  у  тамплиеров  -
белый плащ с красным крестом  ).  Организационно  они  строились  на  основе
строгой  иерархии,  возглавляемой  выборным  магистром,  утверждаемым  папой
римским. При магистре действовал  капитул  (  совет  ),  с  законодательными
функциями.
      Отражение  рыцарских  нравов  в  области  духовной  культуры   открыло
ярчайшую  страницу  средневековой  литературы  со  своим  особым  колоритом,
жанром и стилем. Она  поэтизировала  земные  радости  вопреки  христианскому
аскетизму, прославляла подвиг и не только воплощала рыцарские идеалы,  но  и
формировала  их.  Наряду  с  героическим  эпосом  высокого   патриотического
звучания ( например, французская “Песнь о Роланде”, испанская “Песнь о  моем
Сиде”) появились рыцарская поэзия ( например, лирика трубадуров  и  труверов
во Франции и миннезингеров в Германии ) и рыцарский роман  (  история  любви
Тристана и Изольды ), представлявшие так называемую “куртуазную  литературу”
( от французского courtois - учтивый, рыцарский  )  с  обязательным  культом
дамы.
      В Европе рыцарство теряет значение основной  военной  силы  феодальных
государств с 15 в. Предвестницей заката славы французского  рыцарства  стала
так называемая “битва  шпор”  (11  июля  1302  г.),  когда  пешее  ополчение
фландрских  горожан  разгромило   французскую   рыцарскую   конницу.   Позже
неэффективность  действий  французского  рыцарского  войска  с  очевидностью
проявилась  на  первом  этапе  Столетней  войны,  когда  оно  потерпело  ряд
тяжелейших поражений от  английской  армии.  Выдержать  конкуренцию  наемных
армий, использовавших огнестрельное оружие  (  оно  появилось  в  15  в.  ),
рыцарство оказалось не способным. Новые условия эпохи разложения  феодализма
и зарождения  капиталистических  отношений  привели  к  исчезновению  его  с
исторической арены. В 16-17 вв. рыцарство окончательно утрачивает  специфику
особого сословия и  входит  в  состав  дворянства.  Воспитанные  на  военных
традициях  предков   представители   старых   рыцарских   родов   составляли
офицерский корпус армий абсолютистского времени, отправлялись в  рискованные
морские экспедиции,  осуществляли  колониальные  захваты.  Дворянская  этика
последующих веков, включая благородные принципы верности долгу и  достойного
служения отечеству, несомненно, несет в себе влияние рыцарской эпохи.